Что такое батик: пошаговая инструкция, техники, какие выбрать ткань и краску

Материалы и инструменты

Для тех, кто решил освоить технологию росписи полотна — горячий батик, следует знать, что понадобятся определённые материалы и инструменты. В этот список входят:

  1. Полотно. В самом начале роспись производили только на натуральном шёлке. Но наука и технологии на месте не стоят. Благодаря этому расписывать можно и иные тонкие материалы: шифон, штапель, батист и прочие. Можно применять готовое изделие или метражную ткань.

  2. Краски для горячего батика имеют огромное значение. Существует множество отечественных и импортных производителей. Краска бывает с добавлением воды или растворимой только в спирте. Основным отличием является способ закрепления: горячий пар, вода или утюг.
  3. Состав для нанесения контура на картине. Брать контурный состав лучше всего того же производства, что и краску. Этот состав не имеет цвета, поэтому непосредственно перед нанесением в него следует добавить красящий пигмент.
  4. Рама для росписи полотна. Можно приобрести этот инструмент и в магазине, но самостоятельное изготовление много времени не займёт.
  5. Пипеткой нужно будет набирать краски, а в палитре их смешивать.
  6. Соль необходима для того, чтобы высыхание отдельных участков происходило быстрее, а также для получения уникального узора.
  7. Кисти для росписи полотна.
  8. Спирт потребуется для того, чтобы разводить некоторые виды красок.
  9. Степлер, портновские булавки или иные материалы — для закрепления полотна.
  10. При помощи скотча рамка защищается от попадания краски.
  11. Трубочки для холодного батика. Проводить на полотне тоненькие полосы рекомендуется при помощи трубочек, изготовленных из стекла. Приобрести их можно в специализированном магазине. Но если нет средств или желания их покупать, подойдут такие инструменты, как рейсфедер, медицинская капельница, рапидографы, изографы.
  12. Нити.
  13. Ёмкость, в которой ткань будет окрашиваться.
  14. Воск понадобится для росписи горячим батиком.
  15. Для того чтобы на ткань нанести рисунок, потребуется карандаш или ручка.
  16. Для разведения некоторых красок необходима очищенная вода.

Порошковые красители для ткани: как ими пользоваться?

Рубрика: Батик — обучение | 31 июля, 2021 31Июл

Большинство профессиональных художников по ткани предпочитают пользоваться дешевыми, но очень качественными красителями. А именно — цветными порошками. О них и поговорим.

Сразу предупрежу, что новички не любят порошочки — ибо их необходимо закреплять паром, а дело это непростое. Вот тут я писала об этом.

Нелегко приходится и тем, кто страдает аллергией на любую химию. Но преимуществ у таких красок настолько много, что все остальное меркнет. Можно несколько иначе понимать известную фразу «Красота требует жертв», в данном случае — красота искусства.

Свойства и особенности акриловых красителей

Акрил для рисования – это один из видов красок для ткани, полимерный состав, не проникающий в волокна, а покрывающий их снаружи. Акриловые колеры выпускаются в богатой цветовой гамме, легко смешиваются между собой, позволяя получить уникальные оттенки. Поскольку такое окрашивание не боится влаги, его можно сделать даже на куртках, плащах, дождевиках, не говоря уже о джинсах, платках, сумках, футболках. Ручная покраска акрилом отлично смотрится на скатертях, панно. Не рекомендуется рисовать в домашних условиях на таких типах вещей:

  • нижнее белье – есть риск аллергии;
  • постельное белье – вследствие частых стирок оно быстро полиняет;
  • изделия, подвергающиеся химчистке, – из-за возможной порчи рисунка;
  • вещи для детей младшего возраста, посещающих детский сад – существует высокая опасность аллергии у малышей.

Акрил идеален для начинающих. Готовые полотна быстро сохнут, а цена красок невысока – есть возможность экспериментировать. Прочие свойства акриловых красителей таковы:

  • в составе нет вредных химических веществ – здесь присутствуют растительные или искусственные смолы, пигменты, вода, пластификаторы, связующие компоненты для однородности консистенции;
  • по текстуре краска напоминает темперу, которой пишут иконы, но намного быстрее сохнет и создает на поверхности защитную пленку (последняя так прочна, что вещи можно стирать в стиральной машине, сворачивать, долго хранить);
  • после нанесения краски на ткань ее волокна становятся плотнее, но данный участок материи утрачивает эластичность;
  • со временем качество акрила портится, поэтому использовать краски следует только в период нормального срока годности.

Акриловые колеры разводятся водой, но специалисты предпочитают применение особых растворителей. Такие вещества помогают сделать изображения глянцевыми, а при введении воды картинка станет матовой. Для фиксации красок лучше применять сухое тепло – проходиться по ткани утюгом. Приобрести колеры можно в художественных магазинах, там же есть дополнительное оборудование (кисти, палитры, шаблоны, трафареты).

Достоинства и недостатки

В большинстве случаев процесс вызывает искреннее удивление и восхищение, поэтому попробовать самостоятельно создать картину пытаются многие, и те, кому это удалось, утверждают, что техника написания сродни медитации. Марблинг как хобби приносит массу положительных эмоций — успокаивает, настраивает на позитив. Все это увеличивает с каждым годом количество поклонников данного вида живописи. Хорош марблинг и тем, что в процесс можно вовлекать деток, приучая их к терпению, чувству прекрасного, совместному с родителями творчеству, что положительно влияет на взаимоотношения поколений. Но есть и недостатки:

  • процесс трудоемкий, с невозможностью повторения рисунка, что практически исключает тиражирование удачной композиции;
  • качественный марблинг возможен на ограниченной площади, исходя из размеров емкости с жидкостью;
  • для него требуется ровная поверхность, потому что на объемных предметах он ложится частями, и дает непредсказуемый результат без четкого повторения узора.

Однако недостатки легко превращаются в достоинства, если рассматривать марблинг как способ самовыражения, как индивидуальное и творческое занятие. Попробуйте и вы собственноручно создать шедевр!

Краски для батика

Краски для батика можно приобрести в наборе, куда входит палитра различных оттенков. Новичкам лучше покупать красители по отдельности. Для того чтобы попробовать свои силы достаточно закупить всего несколько цветовых оттенков. Можно взять разные типы красок, чтобы понять, с какой удобнее работать лично вам.

По своему составу наиболее часто применяемые краски можно разделить на две группы – акриловые и анилиновые. Красители должны иметь соответствующую пометку:

  • «Для батика»;
  • «Шёлк»;
  • «SILK».

Тем, кто только приступает к росписи по ткани, лучше выбирать красители от отечественных фирм, чья продукция стоит недорого. Импортные краски дороже, но зато они обладают более разнообразной палитрой. Такие красители дольше держатся на ткани и не утяжеляют ее. При создании батиков могут применяться еще пластизольные краски, после их нанесения на ткани появляется светящийся рисунок.

Акриловые краски

Акриловые краски проще в использовании, их легко закрепить на ткани при помощи утюга. Выпускают их в баллончиках, баночках, тюбиках. Акрил относится к полимерным материалам и быстро засыхает на воздухе, поэтому кисти и палитру надо отмывать сразу после использования, позже сделать это будет значительно труднее.

Краски на этой основе нестойкие, они постепенно смываются с одежды в процессе стирки. Цветовой акриловый пигмент выпускается также в виде порошка. Перед нанесением кристаллы тщательно растирают, чтобы окрашивание получилось равномерным. Краски из акрила лучше использовать для картин, которые в дальнейшем будут украшать интерьер.

Анилиновые краски

Анилиновые красители закрепляются только с помощью пара, поэтому больше подходят для опытных мастеров. Закреплять рисунки над паром довольно сложно. На этапе отпаривания неопытная мастерица может легко испортить работу. При этом краски на основе анилина имеют свои преимущества.

Они более стойкие, лучше прокрашивают материал. С изнанки рисунок получается столь же ярким, как на лицевой стороне. Краситель не утяжеляет ткань в отличие от акрила. Тем, кто собирается создавать батики на регулярной основе, желательно запастись автоклавом, в котором пар имеет высокую температуру и находится под давлением.

Некоторые импортные красители продаются в комплекте с фиксатором. В этом случае процесс закрепления рисунка упрощается. Готовое изделие просто прополаскивают в фиксирующем растворе

Если используется анилин в виде порошка, работать с ним необходимо с осторожностью, так как это вещество ядовито и вдыхание его частичек может нанести вред здоровью

Разновидности и техники батика

Батик – это общее название нескольких техник нанесения узоров на ткань. Виды этого искусства были изобретены различными народами в разное время.

Горячий батик

Горячий батик – техника рисования по ткани, которая максимально приближена к способу, используемому индонезийскими мастерами. Древняя технология предполагает использование в качестве резервирующего состава горячий растопленный воск.

Воск, нанесенный чантингом на контуры рисунка, быстро застывает, не давая краскам проникнуть за его границы. Красители наносят на ткань в несколько слоев. После того, как рисунок высохнет, восковой состав удаляют с материала. Для этого используют бензин или проглаживают полотно утюгом через газету.

Данный метод используют для рисования на хлопчатобумажной материи. Применим он также для льняной и джинсовой ткани.

К просмотру видео:

Холодный батик

Холодный батик – более современный способ ручного разукрашивания ткани. В данном случае используются холодные резервирующие составы.

Резерв для холодного батика может быть густым и жидким. Густые субстанции сделаны на основе резины, а жидкие – на основе воска. Существуют не только бесцветные, но и пигментированные смеси, позволяющие создавать цветной контур.

Холодные составы наливают ровной линией на границы деталей специальной трубочкой. Внутри узоры раскрашивают несколькими слоями красителей. Получаются рисунки с максимально четкими контурами.

Метод подходит для шелка и других тонких материалов. После завершения росписи изделие оставляют на сутки, а затем стирают в мыльной воде вручную.

Смотрите видеоряд:

Свободная роспись

Свободная роспись не предполагает использования резервирующего состава. В этом случае краски наносят на полотно в один слой. Обычно техника применяется для украшения тканей растительным принтом.

При свободном батике границы узоров получаются размытыми, а сам рисунок – полупрозрачным. Такая методика хорошо смотрится на шелке, полупрозрачных синтетических материалах.

Мастер-класс по видео:

Узелковый батик (бандан)

Для работы в технике узелкового батика необязательно иметь навыки художника. Ткань или готовое изделие завязывают в несколько узелков с помощью нити.

Каждый узелок окунают или пропитывают красителями разного цвета. После высыхания узелки развязывают, получается материя с яркими цветными разводами. Если правильно подобрать оттенки, то получится красивый эффект деграде – плавный переход оттенков из одного в другой.

Метод батика использовался африканскими племенами. В моду его ввела субкультура хиппи. Узелковый способ применим для любых мягких материалов.

Смотрите метод:

Набивной батик

Набивной батик предполагает использование штампов из картона, дерева, пластика и т. д. Штамп окунается в краску и прижимается к ткани. Некоторые детали можно дорисовать вручную.

Смотрите, как исполняют технику:

Техника сибори

Еще один метод батика, не требующий от мастера навыка рисования. При его использовании материя покрывается цветными разводами разной интенсивности. Подходит для мягких тканей.

Чтобы выполнить батик сибори, материал мнут, скручивают и завязывают. К некоторым местам можно привязать пуговицы, фигурки, травы, которые оставят отпечаток. Затем погружают в красящий состав. Разворачивают полотно только после полного высыхания.

Свободная роспись по грунту

Существуют специальные грунты фирм Marabu, Javana, Decola. Они не влияют на свойства ткани, легко вымываются после фиксации красителя и совместимы с парозакрепляемыми красками.

В качестве грунта также используют 20%-ный раствор соли, желатина, крахмала.

Роспись ткани по грунту

Возможен в применении раствор клея для обоев КМЦ и траганата. Совместимость подобных грунтов с красками «под утюг» нужно предварительно проверять.

Работая с солевым грунтом, его наносят на ткань с обеих сторон. Этим же раствором разбавляют краски и промывают кисти. Расписывать фон лучше сразу, пока грунт не высох. После наносят цветовые пятна второго плана. Роспись контрастных элементов, находящихся на первом плане, выполняется почти сухой кистью.

Рабочее место

Художник росписи по ткани может работать в художественных мастерских, студиях, на предприятиях текстильной промышленности, индивидуально.

Важные качества

Для успешной работы художнику помимо хорошего вкуса и таланта необходима любовь к работе с тканью и красками, склонность к ручному кропотливому труду. Медицинские противопоказания: Аллергия на красители, плохая подвижность рук, проблемы зрения.

Знания, навыки

Художник росписи по ткани должен уметь рисовать (основы рисунка и живописи), владеть теорией изобразительной грамоты, основы композиции и т.д. Ему необходимо хорошо знать применяемые техники, разбираться в свойствах красок, тканей и возможностях различных инструментов для рисования.

Обучение на Художника росписи по ткани

Вузы

  • Институт искусств РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

    Декоративный текстиль

    4 года

    248 000 ₽/год

    15
    бюджетных мест

  • Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

    Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

    4 года

    161 800 ₽/год

    12
    бюджетных мест

  • Факультет ИЗО и народных ремесел МГОУ

    Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

    4 года

    332 000 ₽/год

    15
    бюджетных мест

  • Институт изящных искусств МПГУ

    Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

    4 года

    252 900 ₽/год

    6
    бюджетных мест

Получить специальность «художник росписи по ткани» можно в художественных училищах, колледжах. Например:

 Колледж декоративно-прикладного искусства им. К. Фаберже №36.

Некоторые виды росписи можно освоить на специальных курсах. Например, на курсах батика.

Принты акриловыми красками – выполнение

Самым надежным методом создания оригинальной вещи является окрашивание акриловыми колерами. Можно применять разнообразные способы нанесения красок.

Копирование рисунка с бумаги

Быть художником для создания шедевров в данной случае не нужно. Достаточно обладать аккуратностью, чтобы четко обвести рисунок на ткани. Его распечатывают на принтере, делая контуры жирными, темными (иначе их не будет видно через ткань). Далее вещь натягивают на картон или лист фанеры, подкладывают между слоями выбитый рисунок, фиксируют булавками, обводят чертеж простым карандашом или специальным маркером для материи. После можно приступать к прорисовке изображения красками.

Рисование по ткани от руки

Если есть художественные способности и фантазия, можно выполнить рисунок без шаблона, вручную. Профессионалы работают непосредственно красками, новичку лучше вначале нарисовать контуры простым карандашом. Особенно хорош данный способ, если предполагается некоторая легкость, небрежность в картинке.

Нанесение по трафарету

Трафареты реализуются в специализированных магазинах в большом количестве. Очень удобно пользоваться данной методикой, если надо многократно копировать один и тот же рисунок (форма для команды, салфетки и т.д.). Трафарет прикладывается к ткани, фиксируется булавками, скрепками и обрисовывается красками.

Трафаретная печать

Применяется для создания сложных рисунков, многоцветных изображений. Метод предполагает использование особой краски и сеток для трафаретной печати, также потребуются валик и иные инструменты. Лучше отдать изделие в мастерскую, где все работы будут выполнены качественно.

Материалы

Покупка материалов не займет много времени. Практически все можно купить в магазинах для творчества.

Для начала необходимо будет найти раму для натягивания ткани. Небольшие рисунки можно будет создавать с помощью пяльцев.

Обратите внимание!

  • Макраме: схемы, интересные проекты и подробное описание изготовления поделок
  • Амигуруми крючком — примеры как сделать красивую игрушку своими руками (75 фото)
  • Кофейный топиарий: пошаговый мастер-класс как сделать маленькое декоративное дерево из кофейных зерен

Для создания полноценных изображений понадобится целая коллекция кистей самых разных размеров, но покупать их лучше постепенно, по мере роста мастерства. На первых порах вполне хватит 2-3 кистей. Также как и красок. Не стоит сразу закупать слишком большие наборы.

Резервирующие составы обычно представлены бесцветной субстанцией, но при большом желании можно отыскать цветные жидкости. Для горячего батика понадобится парафин или воск, при этом способе можно использовать просто домашние свечи.

Резервирующий состав можно наносить специальными трубочками, но обычно флакончики снабжены удлиненными носиками.

Неплохо будет приобрести или найти палитру для смешивания красок, мягкий карандаш для перенесения рисунка, спирт для разбавления некоторых красителей.

Бумажный рисунок станет основой творчества, поэтому его лучше распечатать или нарисовать заранее.

Исторические корни традиционной школы художественной росписи ткани

Художественная роспись ткани — это разновидность художественного текстиля. который представляет собой один из важных разделов декоративно-прикладного искусства. Ручная художественная роспись тканей своими корнями уходит в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на ткани уже можно встретить на страницах «Естественной истории». Этот древний способ украшения ткани был известен на Руси. в Армении, Азербайджане. Широкой популярностью он до сих пор пользуется в Индонезии. Еще в 18 веке в Китае появляется роспись ткани на основе воска. Искусство Востока оказало существенное влияние на черты декоративно-прикладного искусства России. О чем во второй половине XIX в. указывал В.В.Стасов, подчеркивая особенности сюжетного характера изображений в декоративно-прикладном искусстве и раскрывая традиционную культуру и мировоззрение народа (137). Позднее в трудах В.С.Воронова были заложены основы изучения русского народного декоративно-прикладного искусства, его разнообразные внешние и внутренние связи. Он убедительно доказал коллективное начало, заложенное в творчестве русского народа, что оказало серьезное влияние на возникшие позднее промыслы. Уже в 20-е годы нашего столетия встала задача «перенесения» непреходящей красоты с предметов уходящего крестьянского быта на современные предметы, а также задача сохранения старых промыслов и их адаптация к новой среде. Это позволило проследить связь народного искусства с окружающей средой и исторической действительностью на разных этапах развития художественных традиций. В традиционное народное искусство входили постепенно новые элементы меняющейся действительности. Многоукладность быта позволила в середине XIX в. сохранить в отдельных районах России промыслы и ремесла.

Интерес русской интеллигенции к творчеству народа во второй половине XIX в. в некоторых аспектах повлиял на судьбу художественных промыслов. Развивались рыночные отношения, земства создавали кустарные склады и магазины, которые занимались реализацией изделий народных мастеров. Устраивались школы, где мастера-художники обучали детей крестьян и взрослых ремеслу. Передовая художественная интеллигенция способствовала формированию общественного мнения, вкусов и моды на изделия народных промыслов. С помощью интеллигенции в Московских губерниях сохранились и поддерживались еще до революции артели, которые объединяли кустарей художественных промыслов: Загорская артель игрушки, образованная в 1913 г.. артель федоскинской миниатюрной живописи, созданная в 1910 г., артель вологодских кружевниц, возникшая в 1917 г. В 1931 г., под Москвой (на станции Тарасовка) была создана артель ручной росписи ткани с использованием запарной набойки по холсту.

Резонанс Всемирной выставки, проходящей в 1925 г. в Париже, на которой большой успех имели изделия кустарной промышленности России, в частности одежда с применением ручной вышивки и росписи (модели Н.Ламановой и Т. Макаровой), стимулировали возрождение этой отрасли в России(139). В артель в Тарасовке были привлечены художники, которые при непосредственной консультации умельцев-кустарей и мастеров ручной набойки возобновили этот старый вид художественного ремесла, ставший одной из статей экспорта изделий за пределы России.

Естественно, что проблема перспективы и развития традиционных видов прикладного искусства, как одной из форм этнического сознания решались неоднозначно и целью многих исследований являлось доказательство адекватности современных форм бытования предметов декоративного искусства традиции этнического сознания сегодняшней России.

Исследование корней традиционной школы художественной росписи тканей нами раскрыто по четырем различным направлениям:

1. Разные виды художественного оформления тканей.

2. Мировой исторический опыт.

3. Российский исторический опыт.

4. Современная художественная роспись тканей в России. Как показывает опыт мировой истории, искусство художественной росписи тканей известно с глубокой древности.

Прежде всего следует отметить, что первой тканью, которую расписывали был шелк. Появившиеся в Китае, затем в Индии, Японии и Корее шелковые ткани украшались в соответствии со вкусом и мастерством художников. Причем каждая страна вносила в искусство художественной росписи тканей свои национальные особенности.

Мастер-класс платка с ирисами

Чтобы втянуться в процесс было легче, можно создать своими руками платок с ирисами, применив технологию горячего батика. Мастер-класс состоит из определённых материалов и этапов проведения. Нужно заранее запастись такими инструментами:

  1. Пульверизатор.
  2. Ёмкость, где будет разводиться красящий состав.
  3. Красками таких цветов: жёлтая, розовая, а также зелёная и синяя.
  4. Резервирующим составом.
  5. Толстыми и тонкими кисточками, которые нужны для нанесения красящего материала и резерва.
  6. Рамкой с булавками.
  7. Куском шёлка белого цвета.

Выполнить мастер-класс несложно. Главное — все указанные манипуляции проводить последовательно:

  • Ткань вымочить в содовом растворе.
  • Натянуть на рамку полотно после его высыхания.
  • Синюю краску развести в двух ёмкостях до полупрозрачного и более интенсивного оттенка.
  • Ткань сбрызнуть жидкостью, предварительно залив её в пульверизатор, а потом нарисовать на ней разводы синими красками.
  • После этого ткань должна полностью просохнуть.
  • Сделать эскиз ириса с длинными листочками и при помощи воска зарезервировать фон.
  • После высыхания парафина погрузить материю в розовый цвет краски, чтобы ирисы окрасились.
  • Работа должна просохнуть. после этого розовые части цветов нужно покрыть воском.
  • После его высыхания погрузить изделие в зелёный цвет.
  • После этого следует воском покрыть те части, которые должны быть зелёными. Листья, которые резервом не покрыты, закрасить. В нужные цвета окрашиваются все остальные части цветка.
  • Просушить платок и удалить с него воск.

По окончании работы следует закрепить красящий материал и промыть готовое изделие в тёплой и холодной воде. Выполнять такие работы просто, если понять их смысл. Благодаря им можно создавать уникальные шедевры на свой вкус.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Архитектура и дизайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: