Семейная династия шейхов
ОАЭ были и остаются очень необычной страной, и даже состав их весьма отличается от привычных нам: в государство входит несколько частей, которые называются эмиратами, и управляет каждым из них своя династия шейхов. И только единственный из них получает возможность быть избранным на пост президента. На самом деле, любой из шейхов может стать им, но по обычаям этой державы, президентом практически всегда избирается правитель Абу-Даби.
Заид ибн Султан, как я уже упоминала выше, был сыном властвующего шейха Султана Аль Нахайяма, принадлежащего именитой династии, которая правила эмиратом Абу-Даби с самого его зарождения, с 1761 года. Но он был самым младшим, и шансы стать монархом у него были ничтожно малы. После трагической смерти Султана на пост взошел его старший сын Шахбут. Но его правление не принесло стране ожидаемых благ: шейх был очень принципиальным, упрямым и на редкость конфликтным человеком, а также сверх меры горделивым. Он имел серьезные разногласия с шейхом Дубая, что привело к серьезным трениям между этими эмиратами. Также он абсолютно не соблюдал соглашение с англичанами, и даже отдал часть территории Америке. Кроме того, его нимало не заботили жители эмирата, влачившие жалкое существование. Это совсем не устраивало шейхов рода Нахайям, и они приняли решение сместить действующего шейха с правления и назначить на этот пост Заида, уже проявившего себя, как мудрого и справедливого политика.
Таким образом, Заид ибн Султан является четырнадцатым правителем рода Аль Нахайям эмирата Абу-Даби, президентом ОАЭ и самым успешным политическим деятелем за всю историю этой страны.
Жизнь и творчество Гауди
Архитектор родился 25.06.1852 г. в городке Реус неподалёку от Барселоны. Его семья относилась к династии потомственных каменщиков. В 1868-м переехал в Барселону и там в 1873-78 гг. обучался в Высшей технической школе архитектуры, а также осваивал разные ремёсла (кузнечное, столярное и др.) в мастерской Э. Пунти.
В 1870-82 гг. занимался выполнением прикладных заказов (эскизов фонарей, оград и др.) в мастерской Ф. Вильяра и Э. Салы. Его первое сооружение, которое можно считать самостоятельным (фонтан на Каталонской площади в 1877-м году) продемонстрировало яркость и причудливость фантазии Гауди.
Городок науки в Париже: универсальное удивление
Объект: Городок науки и индустрии
Место: Париж, Франция
Год открытия: 1986
Архитектор: Адриан Файнзильбер
Городок науки и индустрии в Париже
Фото: Getty Images
Городок науки и индустрии стал одним из самых масштабных проектов в Париже конца 1980-х: он строился девять лет, а его торжественное открытие посетил Франсуа Миттеран, президент Франции.
Проект строился не специально для детей, он — для людей всех возрастов и очень популярен, с ежегодным потоком посетителей более 2 млн. Центральное место в городке занимает Музей науки и индустрии, и в нем нулевой этаж отведен для детей, с интерактивными экспозициями и активностями, разделенными по разным возрастам. Кроме музея здесь есть планетарий, сферический кинотеатр «Жеод», выставленная как экспонат военная подводная лодка «Аргонавт».
Поэтому музей стоит словно в воде, а за его стеклянными фасадами — теплицы
Фото: Getty Images
Архитектор Адриан Файнзильбер проектировал городок как место, которое отражает достижения науки и индустрии, с новаторской на тот момент мыслью об охране окружающей среды. Поэтому музей стоит словно в воде, а за его стеклянными фасадами — теплицы. Еще одна изюминка городка — купол кинотеатра «Жеод», который имеет 36 м в диаметре и покрыт зеркальными треугольниками из стали в количестве 6,4 тыс. А эти вещи эффектны и поражают воображение и взрослых, и детей одинаково сильно.
Дом Ванны Вентури Роберта Вентури (1962–1964)
США, штат Пенсильвания, Филадельфия, Миллман-стрит, 8330
Роберт Вентури. Фотография Тодда Шеридана. 2008 год
Дом-манифест, иллюстрирующий мысли Роберта Вентури — теоретика. Этот дом он построил для своей матери, но потом сам поселился в нем (сейчас там живут новые владельцы). Публикации Вентури изменили историю архитектуры: он едко высмеивал каноны модернизма и размышлял, какой могла бы быть архитектура послемодернистская. Дом его матери считается первым в истории постмодернистским зданием. Точнее даже — антимодернистским. В нем все наоборот, не так, как положено по правилам «современной» архитектуры: вместо гармоничной асимметрии — почти полная симметрия, вместо плоской крыши — двускатная, вместо ясной и логичной композиции — запутанное нагромождение масс. Черты этого дома, в частности вольно трактованные классические мотивы, можно найти во множестве американских и европейских зданий, построенных в 1980-х годах (и в московских в 1990-х).
1 / 4
Дом Ванны Вентури Wikimedia Commons, 2010
2 / 4
Дом Ванны Вентури Wikimedia Commons, 2010
3 / 4
Дом Ванны Вентури Wikimedia Commons, 2010
4 / 4
Дом Ванны Вентури Wikimedia Commons, 2010
Что смотреть
«Сколько вести ваше здание, мистер Фостер?»
https://youtube.com/watch?v=ubiFWAre17Y
Документальный фильм о карьере обладателя Притцкеровской и Императорской премий 80-летнего британца Нормана Фостера, спроектировавшего Международный аэропорт в Гонконге, мост «Миллениум» в Лондоне и башню Хёрст в Нью-Йорке.
«Мой архитектор»
Оскаровский номинант, фильм об архитекторе Луисе Кане, снятый его сыном Натаниэлем через много лет после загадочной смерти отца.
«Наброски Фрэнка Гери»
https://youtube.com/watch?v=E0amON0l_1o
И ещё один документальный фильм о герое архитектуры — на этот раз снятая Сидни Поллаком история жизни пионера деконструктивизма Фрэнка Гери, спроектировавшего знаменитый «танцующий дом» в Праге, музей Гуггенхайма в Бильбао и Музей искусств Вейсмана в Миннеаполисе.
Выступление Алехандро Аравены на TED
Знаменитый чилийский архитектор Алехандро Аравена считает делом своей жизни преодоление социальных барьеров в городах. Для этого он проектирует дома для самых бедных семей, делая эти постройки не только недорогими и удобными, но и выдающимися в архитектурном плане. Аравена стал куратором Венецианской биеннале архитектуры в 2016 году, которая будет посвящена повышению качества застроенной среды и жизни людей.
Выступление Бьярке Ингельса на TED
Бьярке Ингельс — один из самых известных архитекторов нового поколения. Он сочетает в своей архитектуре яркий дизайн и функциональность не в ущерб комфорту. Во время этого выступления он рассказывает о том, как просто можно рассказывать архитектурные сюжеты — например, в виде комиксов.
Массачусетский технологический институт. Всемирная история архитектуры
Базовый курс по истории архитектуры из 24 лекций охватывает период с первых человеческих поселений и до XV века. Заточен в основном на то, чтобы дать студентам общие знания предмета. Все видео дополнены ещё и материалами учебника мировой истории архитектуры.
Где учиться
Версия 18+»
Объёмный курс образовательного центра музея «Гараж» включает десять занятий по истории и теории архитектуры, на каждом из которых участники будут выполнять и практические задания — например, создавать здание будущего. Обещают, что после курса слушатели смогут с ходу «читать» здания и разбираться в основных стилях. Ведут программу архитекторы и преподаватели МАРХИ Анастасия Головина и Владимир Юзбашев. Присоединиться к курсу можно в любое время, но количество слушателей ограниченно — всего 25 человек. Следующий обещают запустить в феврале или марте.
ГДЕ: музей «Гараж»
Когда: с 23 сентября, по средам
СТОИМОСТЬ: 1 700 рублей / занятие, 13 тысяч рублей / курс
Лекции Дениса Ромодина
Цикл лекций краеведа и экскурсовода Дениса Ромодина, в которых рассказывается об архитектуре СССР и ближнего зарубежья ХХ века. На ближайших можно будет подробнее узнать об особенностях советской архитектуры в других советских республиках, а также о том, как создавались типичные советские панельные застройки или как менялся вид Москвы, Киева, Риги и других крупных городов.
ГДЕ: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Когда: с 6 октября, по вторникам
СТОИМОСТЬ: 200 рублей / лекция, 1 050 рублей / абонемент
Экскурсии «Москва глазами инженера»
Сообщество «Москва глазами инженера» водит экскурсии, на которых сочетается москвоведение, история архитектуры и теория инженерии. Здесь, например, можно узнать о сопротивлении материалов при строительстве городских объектов или об устройстве столичных мостов. Прогулки проходят на ВДНХ, в доме Наркомфина и на техническом этаже небоскрёба в «Москва-Сити». Ещё есть циклы прогулок о Средневековье и Москве XX века, а также велосипедные экскурсии, посвящённые архитектуре города в целом. Все (за редким исключением) ведёт основатель проекта Айрат Багаутдинов.
ГДЕ: ВДНХ, дом Наркомфина, небоскрёб в «Москва-Сити»
Когда: ближайшие — 1, 3–4 октября
СТОИМОСТЬ: 600–850 рублей / экскурсия
Лекции в Музее Москвы
Экскурсионное бюро при Музее Москвы регулярно приглашает историков и москвоведов, которые проводят встречи для увлекающихся: диапазон тем — от архитектуры сталинской Москвы до истории хрущёвок. На ближайшей («Как распознать модерн на улицах Москвы») расскажут об особенностях модерна в архитектуре, самых ярких его представителях и московских зданиях в этом стиле. Закрепить теорию предлагают ещё и тематической экскурсией.
ГДЕ: лекторий Музея Москвы
Когда: ближайшая — 8 октября
СТОИМОСТЬ: бесплатно
Текст и интервью: Катерина Фирсова, Настя Курганская
Дом Вальтера Гропиуса
Годы постройки: 1937—1938
Место: Линкольн, Массачусетс, США
Материалы: камень, кирпич, дерево, стеклоблок, сталь, пластик
Вальтер Гропиус, один из самых влиятельных архитекторов 20-го века и основатель школы Баухауз, в 30-е годы эмигрирует в США и начинает преподавать в Гарвардском университете. Тогда же он строит свой дом, который представляет собой гибрид традиционной архитектуры Новой Англии и модернистских учений архитектора. Гропиус показывает, что американские предметы массового производства можно вполне успешно использовать в современном дизайне. Эта новая архитектура вбирает в себя местные традиции не в ущерб модернизму.
Здание имеет строгую прямоугольную форму и плоскую крышу. Длинные ленточные окна выделяются на фоне белой деревянной обшивки. Фундамент сделан из природного камня. Единственными украшениями экстерьера служат крыльцо со стеной из стеклянных блоков и металлическая винтовая лестница — отдельный вход в комнату дочери архитектора.
Пространство первого этажа делится на зоны с помощью прозрачных стеклянных панелей. Почти вся мебель сделана в мастерских Баухауза в Дессау. Это самая большая коллекция мебели школы за пределами Европы. Основу интерьера составляют личные вещи, вывезенные Гропиусом из нацистской Германии. Во внутренней отделке архитектор использует минималистичную цветовую палитру, состоящую преимущественно из черного, белого, бледно-серого и земляного оттенков.
Особое внимание при проектировании дома уделялось новейшим для того времени технологиям. Гропиус продумал естественную систему вентиляции и установил акустические звукоизоляционные панели из пластика
В хозяйстве использовалась дождевая вода, которая собиралась благодаря специальным наклонным плоскостям крыши.
Приключения террикона в Бельгии
Объект: игровая площадка be-Mine
Место: Беринген, Бельгия
Год открытия: 2016
Архитектор: бюро ландшафтного дизайна Carve и OMGEVING
Большая игровая площадка поднимается с подножия на вершину террикона
Большую часть XX века в Берингене добывали уголь, здесь были самые большие шахты на северо-востоке Бельгии. Однако эра дешевого угля закончилась, как и сами ископаемые, и шахты в 1989 году закрыли. Их терриконы многие годы были угрюмым свидетельством индустриальной эпохи, поэтому городское агентство be-Mine занялось превращением их в туристический объект и объявило конкурс. Проект выиграли два бельгийских бюро, спроектировавших большую игровую площадку, которая поднимается с подножия на вершину террикона и заканчивается огромной обзорной площадкой.
Своей задачей архитекторы видели соединение индустриальной истории этого места с его развлекательной функцией. Поэтому на 60-метровом склоне террикона установили множество деревянных балок — эдакий лес, а между ним пространство, аналогичное площадкам для скалолазов с зацепами для рук и ног, канатами, а попутно — с длинными горками-спускалками для самых маленьких. На стереотипный вкус это место может показаться слишком угрюмым, поскольку в нем много бетона и щебня и мало яркого цвета. Но у местных жителей оно популярно благодаря умному комбинированию зон для разных активностей.
Истоки собственного стиля архитектора
В западной Европе в тот момент царила неоготика. В юности Гауди придерживался идей таких представителей неоготики, как французский архитектор Виолле-ле-Дюка (самый крупный в 19-м веке реставратор готических храмов, восстанавливавший, в частности, Собор Парижской Богоматери) и английский искусствовед Джон Рёскин, автор статьи «Декоративность – начало архитектуры», которая целиком совпадала с мыслями самого Гауди и в течение многих лет была кодексом его творчества. Однако в наибольшей мере он испытывал влияние каталонской готики, в которой интересным образом сочетались европейские и мавританские мотивы. Именно таким сочетанием проникнута архитектура Антонио Гауди.
Работы по заказам Эусебио Гуэля
В 1883-м году Антонио Гауди впервые познакомился с Эусебио Гуэлем, крупным текстильным промышленником, ставшим постоянным заказчиком архитектора и его лучшим другом. Целых 35 лет, до смерти своего покровителя, Гауди создавал для него и его семьи всё, что нужно для жизни, начиная предметами домашнего обихода, заканчивая особняками и парками. Гуэль был самым богатым человеком в Каталонии в то время, он имел хороший эстетический вкус и мог заказать для себя любую мечту. Благодаря ему Гауди обрёл то, что необходимо любому творцу: полную свободу самовыражения.
Архитектура Антонио Гауди включает спроектированные специально для семьи Гуэль павильоны усадьбы в Педральбесе возле Барселоны, винные погреба в Гаррафе, крипты и часовни Колонии Гуэль и Парк Гуэля в столице Каталонии, который известен не менее, чем все дома Гауди в Барселоне.
Парк Гуэль
В 1884-87 гг. был создан архитектурный ансамбль усадьбы Гуэля возле Барселоны. Стены, отделанные мозаикой, созданной из керамической плитки – отличительная черта многих строений Гауди. Самые известные здания в парке Гуэль и на территории усадьбы – «Греческий храм» (строение, предназначенное для крытого рынка), где архитектор соорудил 86 колонн, и извивистая «Бесконечная скамья», длина которой составляет несколько сотен метров.
Этот парк позволил Гауди реализовать идеи, которые можно видеть в дикой природе и которых никогда ранее не было в архитектуре. Все сооружения выглядят словно выросшие из земли и образуют целостный ансамбль, который смотрится весьма органично при всём разнообразии форм.
В полной мере гений Гауди проявился в таких проектах, как собственный дом-музей зодчего, монастырь святой Терезы, дом Кальвет.
Дом Ричарда Роджерса (1968–1969)
Великобритания, Лондон, Уимблдон, Парксайд, 22
Ричард Джордж Роджерс
Ричард Роджерс — пионер хай-тека, и дом, который он в 1968 году построил для родителей, а потом долго жил в нем сам, ранний пример архитектуры высоких технологий. По концепции он похож на Стеклянный дом Джонсона: стеклянные стены (правда, не все), единое пространство интерьера, не разделенное на комнаты. Но сделан иначе. Например, его стены — из тех же панелей, что и стенки рефрижераторов, что позволяет экономить на отоплении. Этот дом — прототип более поздних и более масштабных построек Ричарда Роджерса, таких как Центр Жоржа Помпиду в Париже. В 2013 году дом был поставлен на охрану как памятник архитектуры, и в том же году Роджерс его продал.
1 / 4
Дом Ричарда Роджерса Of Houses / Flickr, 2015
2 / 4
Дом Ричарда Роджерса Of Houses / Flickr, 2015
3 / 4
Дом Ричарда Роджерса Of Houses / Flickr, 2015
4 / 4
Дом Ричарда Роджерса Of Houses / Flickr, 2015
Дом Ванны Вентури
Годы постройки: 1962—1964
Место: Филадельфия, Пенсильвания, США
Материалы: кирпич, дерево
В 60-е годы ХХ века начинающий архитектор Роберт Вентури проектирует для своей матери первое в истории «антимодернистское» здание. Через два года после завершения строительства Вентури публикует манифест «Сложность и противоречие в архитектуре», в котором он критикует модернизм и интернациональный стиль. Вскоре эта работа положит начало постмодернистскому движению, несмотря на то, что сам Вентури постмодернистом себя никогда не считал.
За внешней простотой фасада скрывается сложная и противоречивая архитектурная концепция. Вместо уже привычной асимметрии — практически полная симметричность, нарушаемая лишь расположением окон. Нетипичная для архитектуры того времени двускатная крыша, «расколотый» на две части фронтон и массивный дымоход — каждая деталь как своеобразный протест против модернизма. Снаружи может показаться, что дом намного больше, чем он есть в действительности — Вентури намеренно искажает масштаб.
Нарушения пропорций присутствуют и в интерьере дома. Размеры камина не соотносятся с размерами комнаты, а широкие невысокие двери и разноразмерные окна еще больше усиливают этот визуальный эффект. По просьбе матери архитектора все основные жилые помещения расположены на первом этаже. Весь второй этаж с просторной спальней-студией и террасой занял сам Роберт Вентури.
Вентури показывает, что стремление к многозначной архитектуре со всеми сопутствующими ей противоречиями не означает отказа от функциональности и целостности. На знаменитую фразу Людвига Миса ван дер Роэ «Меньше — значит больше» Вентури остроумно отвечает: «Если меньше, то тоскливее».
Типы обновлений
Когда вы строите свой дом, вы можете строить каменные стены или плетеные стены. Каменные стены будут в основном из камня, а стены из плетня — из прутьев. У каждого из этих типов стен будет свой вариант обновления.
Каменное улучшение
Чтобы улучшить каменную стену, вам понадобится известняк . Известняк — это распространенный материал, который можно собирать при добыче из горных пород. Когда вы гуляете, вы можете найти небольшие камни на земле, но вы не сможете собрать известняк таким образом.
С киркой вы можете добывать прямо из камней, чтобы получить большое количество камня и известняка. К счастью, полезные камни можно найти практически везде. Если вы изо всех сил пытаетесь найти камни, их много разбросано в Гостовии , стартовой деревне игры. Вы также можете найти камни глубоко в лесу и вдоль русла реки.
В целом, добыча известняка не должна быть слишком сложной. Имейте в виду, что для майнинга потребуется кирка. Если вы решите использовать каменную кирку, вы очень быстро потеряете прочность, и инструмент сломается. Если вы планируете собирать много известняка, лучше всего изготовить несколько кирок.
Обновление Wattle
Для обновления плетеной стены требуется мазня. В отличие от известняка, в долине не найти мазня. Вместо этого вам нужно будет создать из этого материала следующие предметы.
- 10 соломинок
- 10 соломинок
мазня может быть создается на рабочей станции внутри сарая. Схему мазни нужно будет купить за 50 монет, когда у вас будет десять очков технологий земледелия . Если у вас еще нет сарая, ничего страшного! Дауб также можно купить у нескольких продавцов в долине.
Солома можно найти вдоль любого водоема в виде камыша, а глину можно выкопать лопатой из глиняных отложений. Если вы проследите историю Юнигоста, вы попадете в квест от Самбора, где он даст вам лопату и попросит вас найти залежь глины. Прямо за его домом есть месторождение, а также несколько других залежей, разбросанных по всей долине. Глина будет иметь красновато-коричневый цвет .похож на глину в реальной жизни.
Преимущества модернизации дома
Когда вы улучшаете здание, вы меняете его внешний вид, что является преимуществом при обновлении. Вместо того, чтобы иметь стены из прутьев и камней, ваши дома станут более «современными». Чувствовать.
Улучшение здания также выгодно сельским жителям, которые живут внутри. На изображении выше вы можете увидеть изоляцию дома; по сути, это степень защиты дома от внешних факторов . При надлежащей теплоизоляции вашим сельским жителям не будет слишком жарко летом или слишком холодно зимой. Полностью утепленный дом сделает жителей более счастливыми.
Это все, что нужно знать об улучшении домов в вашей деревне. Не забудьте потратить некоторое время на сбор известняка и изготовление мазков!
Дом Фрэнка Гери
Годы постройки: 1978—1979
Место: Санта-Моника, Калифорния, США
Материалы: шифер, асбест, алюминий, стеклопластик, дерево, гофрированная сталь, фанера, стекло, проволочная сетка
Дом в Калифорнии — это не новый дом, построенный архитектором с нуля, а традиционное калифорнийского бунгало, перестроенное до неузнаваемости. Архитектор превратил типовую американскую постройку в символ деконструктивизма, предмет неутихающих споров, критики и восхищения.
Гери считал, что «строящаяся конструкция всегда более поэтична, чем законченная работа». Руководствуясь этой мыслью, он разобрал дом до самого каркаса, обнажил электропроводку и оставил черновой асфальтовый пол в кухне. Острые углы и разломы, искаженные поверхности, обилие нестандартных материалов, сочетание старого и нового — дом кажется неуместным среди штампованных строений зажиточного пригорода Санта-Моники. Вершина старого дома робко проглядывает из хаоса форм и материалов, придавая конструкции вид так и не завершившейся стройки.
Интерьер резко контрастирует с постмодернистским внешним видом здания. В пространстве, изрезанном окнами неправильной формы, традиционные предметы мебели кажутся лишними. Центр всего дома — гостиная, которая служит своего рода художественной галереей искусства авангардистов.
Движение форм, передаваемое кубизмом, является подходящей метафорой для динамики и незавершенности архитектуры Фрэнка Гери. Он называл дом своей архитектурной лабораторией и десятилетиями не прекращал работу над ним.
Каса Мила
К архитектурным шедеврам Гауди относится и дом Мила (1906-10) – знаменитое сооружение стиля модерн, которая получило прозвище «Ла Педрера» (т. е. «каменоломня») из-за своей причудливости. Оно представляет собой находящийся на углу 6-этажный доходный дом, имеющий 2 внутренних двора и 6 световых колодцев.
Все здание в целом и каждая отдельная квартира в нём имеют криволинейную сложную планировку. Изначально архитектор старался сделать каждую внутреннюю перегородку криволинейной, однако позже ему пришлось от этой идеи отказаться и придать им ломаную форму, которая создаёт контраст с волнистым фасадом
Для Каса Мила были использованы новые решения в плане конструкции: отсутствие несущих внутренних стен, поддержка межэтажных перекрытий внешними стенами и колоннами, важное конструктивное значение балконов
Как оформлен участок и что на нем растет
Вокруг особняка посажены низкорослые кусты, украшением дома является зимний сад. В нем растут различные вечнозеленые деревья – ими занимается хозяин. А вот хозяйка бы хотела, чтобы на участке всегда цвели розы, но пока этого удается добиться лишь в сезон. Летом клумбы утопают в цветах.
Тут распускаются жасмин и сирень, посаженные еще Натальей Петровной Кончаловской. Жасмин Юлия любит добавлять в чай. Ее конек – простота и натуральность, так что особых ландшафтных изобретений на участке не найти. Зато есть веранда с прекрасным видом, тут хозяйка любит устраивать завтраки для всей семьи.
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
Андрей Кончаловский: я рад, что мы живем в стране, где политкорректность не зашкаливает
— Но понятно, где может появиться «Грех»? Где вы могли бы сразиться с женщинами? Картина уже завершена?
— Проблема в том, что Италию XVI века очень сложно воссоздать. Например, Флоренцию мы снимали в трех городах. Одну точку на улице в одном городе, вторую — в другом. Ватикан в XVI веке выглядел иначе, не было собора Святого Петра…. Пришлось очень много думать, искать натуру, а потом доводить до ума с помощью компьютерной графики, которая должна быть не замечена в итоге.
— В текущем году вряд ли фильм увидим?
— К осени наметили показы. Одновременно в России, Европе и Азии. Сейчас заканчиваю дубляж, потом надо сделать вариант с субтитрами для зрителей, которые предпочитают оригинальную фонограмму. Много мелочей осталось. Но, честно говоря, я уже полностью в новой картине.
— Это вы про «Дорогих товарищей»?
— Да, фильм будет про жизнь партийного работника в Новочеркасске в момент расстрела демонстрации. Героиня — строитель коммунизма, участница войны, убежденный чистый человек, каких было большинство советских людей.
— В главной роли Юлия Высоцкая?
— Да, это для нее роль.
— Недавно перечитала ваши мемуары — «Низкие истины» и «Возвышающий обман», которые наделали много шума почти 20 лет назад. Нет мыслей написать мемуары уже из сегодняшнего дня?
— Мысли есть. Идет эволюция, новые размышления. Надо садиться за работу, но сейчас не до этого. В тех книгах были впечатления от почти десятилетней жизни в Америке, какие-то новые взгляды на жизнь. Сейчас очень многое изменилось. Конечно, надо бы написать. Но пока я могу что-то ставить в театре и кино — надо это делать. И хочу осуществить то, что кроме меня никто не сможет сделать.
— То есть вы делаете еще что-то?
— Хочу высказаться о революции. Порассуждать о роли Ленина, роли царя, эти фигуры имеют огромный смысл. Это все очень любопытно. Так что сейчас я пишу. Пишу телероман. Где будет царь, Ленин, Витте, Столыпин, всего 40 характеров. Пишу и не могу остановиться. Может, он и не выйдет потом нигде. Пишу его без всяких контрактов, это удовольствие, даже не так — это моя обязанность. Я просто должен это делать.
— Как вас на все хватает? И «Отелло», и «Сцены из супружеской жизни», и фильмы. Еще и телероман, как оказалось…
— Я многому учусь. С возрастом обретенными знаниями хочется делиться. К примеру, ты слышала, какую роль англичане сыграли в убийстве Распутина? И почему они в этом участвовали? Потому что им нужно было разрушить Россию. Ты знаешь, что Троцкий по приказу англичан утопил балтийский флот, который, прорвав блокаду в Гельсингфорсе, пришел в революционный Петроград? Конечно, все знания в сериале не передашь… Но часть — возможно! Вот это все можешь опубликовать в своем интервью.
Беседовала Наталья Баринова
Памяти президента ОАЭ
Для народа Объединенных Арабских Эмиратов первый президент навсегда останется кумиром и отцом нации, поскольку его вклад в развитие государства неизмерим. И если посетить эту необычную страну, можно встретить немало зданий, сооружений и памятников архитектуры, помимо мечети Заида, названных в его честь. Таким образом, народ эмиратов выражает свою любовь к своему великому правителю.
Например, это мост Заида ибн Султана в Абу-Даби. Восемь долгих лет множество архитекторов и строителей трудилось над его созданием. Это очень величественное и оригинальное сооружение, его длина составляет порядка 900 метров, а его ограждения выполнены в виде песчаных дюн. Сын эмира Абу-Даби, новый президент Халифа при открытии объявил, что мост будет символом продолжения развития государства тем же путем, что начал великий шейх.
В честь первого правителя назван гигантский по масштабу спортивный комплекс в Абу-Даби, построенный в 1980 году под руководством его самого. Спорткомплекс включает в себя не только спортивные площадки для игры в гольф, крикет, футбол и другие виды спорта, но и спортивные академии, и даже три больших жилищных комплекса. В нем отлично развита инфраструктура: есть необходимые магазины, рестораны, аптеки и все, что может потребоваться. При этом, в комплексе совсем не ощущается дух мегаполиса: отсутствуют небоскребы и сооружения отлично гармонируют с природой.
Но не только в эмиратах имя Заида ибн Султана Аль Нахайяма присваивают значимым памятникам архитектуры. В 2011 году в Чеченской республике открылась духовная школа хафизов для мальчиков, названная в честь первого президента эмиратов. Цель этой школы — привить молодому поколению религиозные жизненные принципы, укоренить в вере ислама, призвать к служению Аллаху. На открытии школы президент Чеченской республики поведал историю о том, какое впечатление произвело на него путешествие в эмираты, и когда он узнал, благодаря кому в ОАЭ произошли столь благоприятные изменения, то решил увековечить имя Заида, назвав в его честь новую школу.
Еще в Арабских Эмиратах есть высшая государственная награда — Орден Заида. Его удостаиваются только великие люди, по мнению правительства эмиратов. За весь период своего существования Орден был присвоен только нескольким достойным его претендентам. В их число вошел и В.В.Путин.
Также именем первого президента страны в Дубае названо шоссе Е-11, самое большое по протяженности в ОАЭ.
Нельзя не упомянуть ежегодный марафон UAE Healthy Kidney 10K в Нью-Йорке, пробег протяженностью 10 километров, также посвященный памяти Заида ибн Султана. Вырученные средства с этого мероприятия идут в Национальный почечный фонд. Назвали этот забег в честь шейха потому, что он перенес операцию по пересадке почки.
Экспериментальный дом VDL II Рихарда Нойтры (1966)
США, штат Калифорния, Лос-Анджелес, Сильвер-Лейк-бульвар, 2300
Рихард Нойтра. Фотография Эда Кларка
Лос-анджелесский особняк Рихарда Нойтры — как домашнее животное, которое завели вместо умершего и назвали тем же именем. Дом, который архитектор построил для себя в 1932 году, в начале 1960-х сгорел. Нойтра очень горевал: в доме выросли его сыновья, там хранился его архив, и, наконец, как архитектор он гордился этой постройкой. Поэтому дом, который Рихард Нойтра вместе со своим сыном Дионом построил после пожара, — это дом-воспоминание, реинкарнация своего предшественника. Он стоит на фундаменте особняка 1932 года, имеет ту же высоту и почти такую же планировку. Оснащение у него для 1960-х годов сверхсовременное: пенопластовые подвесные потолки, переключатели света с диммерами Диммер — светорегулятор. и трансформирующийся фасад с электроприводом, но сквозь его контуры как будто проступают очертания погибшего шедевра.
1 / 6
Дом VDL II Lars K / Flickr, 2011
2 / 6
Дом VDL II Omar Kalifornia / Flickr, 2008
3 / 6
Дом VDL II Omar Kalifornia / Flickr, 2008
4 / 6
Дом VDL II Omar Kalifornia / Flickr, 2008
5 / 6
Дом VDL II Scott Lowe / Flickr, 2007
6 / 6
Дом VDL II Roxanna Salceda / Wikimedia Commons, 2008
«Кабанон» Ле Корбюзье
Годы постройки: 1951—1952
Место: Рокбрюн-Кап-Мартен, Франция
Материалы: дерево, фанера
Не дом, а скорее хижина — последнее пристанище великого модерниста на Лазурном берегу Франции, в котором он провел последние годы жизни. Небольшое пространство площадью 15 м², чуть меньше корабельной каюты, — образец минимального жилища архитектора. Хотя внешне хижина и напоминает традиционную бревенчатую постройку, она тщательно спроектирована по модульной системе, разработанной Ле Корбюзье на основе пропорций человеческого тела.
В доме, изготовленном из сборных деталей и вызывающе скромных материалов, есть все необходимое: рабочее место, зона отдыха, шкафы для хранения вещей, сантехника и примитивная система вентиляции. Стены украшены яркой настенной живописью, а потолок покрыт слоем краски. Возведенный рядом с рестораном, дом не нуждался в кухне: дверь вела прямо в обеденный зал.
Единственное здание, спроектированное исключительно для себя, сложно назвать бездушной «машиной для жилья»
Несмотря на очевидное противоречие некоторым принципам модерниста, хижина является исчерпывающим доказательством того, что строгое соблюдение пропорций и внимание к свету — ключи к совершенству в архитектуре
В «Лесу детских книг»
Объект: Детская библиотека в Наканошиме
Место: Осака, Япония
Год открытия: 2020
Архитектор: Тадао Андо
Детская библиотека в Осаке
В мировой архитектуре серьезно воспринимают проекты для детей. Свидетельство этого — участие в таких проектах прославленных архитекторов, которые не видят ничего зазорного в работе над зданиями детских садов, школ и других учреждений. Вот, к примеру, Тадао Андо — один из самых авторитетных зодчих в мире, обладатель всевозможных наград, включая Притцкеровскую, кавалер европейских орденов и профессор американских вузов. В портфолио Андо сотни больших проектов, при этом для своей родной Осаки он спроектировал детскую библиотеку. Ее построили в городском парке Наканошима, назвали «Лесом детских книг» и открыли в июле 2020 года.
«Лес детских книг» в парке Наканошима
Фото: Getty Images
Фасад библиотеки оформлен в характерном для Тадао Андо стиле — сочетании модернистского брутализма с японскими национальными мотивами, поэтому здание по форме напоминает японскую беседку, но из сплошного бетона. Крайне интересно решен интерьер: помещение имеет три яруса и закручивается по спирали, стены сплошь уставлены полками, есть пандусы и ступени. Интерьер устроен так, что даже самый маленький ребенок может свободно подойти и взять понравившуюся книгу. Многие издания стоят не корешками, а обложками к посетителям. Библиотекари специально не разделяют книги по темам и возрастам, чтобы процесс выбора был спонтанным. В этой библиотеке не выдают книги на дом, однако дети могут их выносить и читать в парке.