Качественное освещение: биологическая и эмоциональная эффективность

Почему CRI R9 важен?

CRI R9 является очень важным показателем, потому что многим источникам света будет не хватать красного, но этот факт будет скрыт из-за усреднения вычислений CRI, которые не включают R9. Как показано на диаграмме ниже, источник света действительно может работать достаточно хорошо с первыми 8 тестовыми цветными образцами, демонстрируя неплохие результаты для R1-R8. Для общей метрики CRI Ra это означает, что светодиод с плохой цветопередачей красного цвета все еще может обойтись с рейтингом 80 CRI (Ra).

Однако при более внимательном рассмотрении значения R9 видно, что свет будет очень плохим, в частности, для красных цветов.

Влияние на людей


Следует знать, как могут повлиять на людей светодиодный лампочки:

  • Основное количество потребляемой мощности идёт на световое излучение. Остальная энергия уходит на нагрев, но её значение настолько невелико, что лед не растает за несколько минут, если его поднести впритык. Поэтому опасаться ожогов не нужно.
  • Светодиодные лампочки не содержат в себе тяжелых металлов, радиоактивных элементов или токсических веществ.

В случае повреждения светодиодные лампы принесут для человеческого здоровья меньше вреда, чем все другие возможные варианты. Поэтому лучше зависеть от такого источника освещения, нежели от других более опасных ламп.

Искусственные источники света

В этом случае источником выступает любой элемент, который дает излучение в результате преобразования энергии. Практически все варианты искусственного происхождения работают от электричества. То есть, первичной энергией, которая используется для получения света, является ток.

Если исходить из физических категорий, то можно разделить все искусственные варианты на три основные разновидности. У каждой из них есть свои особенности:

  1. Тепловые источники — самые распространенные на сегодня. Принцип работы в том, что определенный объект (чаще всего вольфрамовая нить накала), нагревается до температуры, когда начинает излучать не только тепло, но и видимый свет. Этот вариант широко использовался первым, но сейчас его вытесняют более прогрессивные и безопасные, ведь нагревание до высоких температур – не лучшее решение во многих ситуациях.
  2. Люминесцентные варианты работают за счет явления люминесценции. В этом случае энергия преобразуется в оптическое излучение. Широко используются в разных отраслях, главное достоинство в том, что они не нагреваются в процессе. Еще один плюс – низкий расход электричества. Но из-за содержания ртути их следует правильно утилизировать, а при поломке проветривать помещение.

  3. Светодиодные источники появились недавно, но используются все больше с каждым годом. Основным рабочим элементом является полупроводниковый кристалл. В нем, когда электроны под действием электроэнергии переходят с одного энергетического уровня на другой, начинается излучение фотонов. Очень производительная и безопасная система, которая обеспечивает отличное качество освещения.

Все выпускаемые на данный момент лампы можно разделить на несколько категорий в зависимости от принципа работы и конструктивных особенностей. Виды источников света:

  1. Лампы накаливания. Используются более 100 лет, главным элементом является вольфрамовая нить накала, которая при нагревании дает свет. Чтобы при сильном нагревании вольфрам не так быстро распылялся, а спираль служила как можно дольше, колба делается герметичной и наполняется инертным газом. Главное преимущество – низкая цена, но качество света не самое высокое, а срок службы самый малый среди всех вариантов. При работе колба очень сильно нагревается, поэтому плафон должен располагаться как минимум в 3 см от нее.

  2. Галогенные лампы наполнены специальным составом, что в комплекте с применением кварцевого стекла позволило получить качественный свет с хорошим индексом цветопередачи. За счет отражателей можно четко направлять свет. Но по энергоэффективности и сроку службы это решение не сильно отличается от первого варианта, так как тут тоже основным рабочим элементом является нить накала.
  3. Люминесцентные лампы представляют собой трубку, заполненную инертным газом с парами ртути, в которой есть 2 электрода. При подаче электроэнергии между электродами возникает дуговой разряд и пары ртути начинают светиться. Но основную часть света дает люминофор – состав, нанесенный на внутреннюю поверхность трубки, за его счет получается равномерное освещение. Используют в основном в офисах, для подключения нужны автоматы, срок службы – до 20 000 часов.
  4. Компактные люминесцентные варианты. Их изготавливают под стандартные цоколи, что позволяет использовать вместо ламп накаливания. Качество света намного выше, при этом расход электричества меньше. У этого решения те же достоинства, что и у обычных люминесцентных ламп.

  5. Светодиодные лампочки работают за счет полупроводников, что отличает их от аналогов. Эта технология позволяет добиться разной цветовой температуры и яркости, поэтому использовать светодиоды можно во всех помещениях. Энергопотребление самое низкое среди всех вариантов, а срок службы самый большой, обычно он составляет от 50 000 часов.


Светодиодные лампы дают идеальный свет.

Что такое индекс цветопередачи CRI R9?

R9 — это показатель, показывающий, насколько точно источник света будет воспроизводить яркие красные цвета.«Точный» определяется как сходство с дневным светом или лампами накаливания, в зависимости от цветовой температуры.


Как и при каждом расчете значения CRI R , R9 рассчитывается путем вычисления отраженного цвета от теоретического объекта с профилем отражения, определенным как TCS9. Спектры отражения представлены ниже:

Что примечательно, так это то, что спектр TCS9 почти полностью состоит из красного света. По спектру мы видим это как длину волны более 600 нм. Это означает, что если в источнике света недостаточно красного света, красный цвет будет казаться «выключенным» или другим. Ниже приведен типичный спектр светодиодов по сравнению с эталонным источником (дневной свет). Очень заметно отсутствие красного света, излучаемого светодиодом на длинах волн свыше 600 нм. В результате значение CRI R9 для этого светодиода составляет -1,4. (Это верно, отрицательное число!) Это несмотря на то, что общий CRI (Ra) входит в 79.

Свет, его спектры и влияние на людей

Спектр излучения светодиодных ламп

Свет является видимым излучением, выступающим в роли единственного раздражителя глаза, который приводит к зрительным ощущениям, обеспечивающим визуальное восприятие мира. На сетчатке глаза возникают изображения и формируются зрительные образы. Кроме этого, свет способствует осуществлению других важных реакций, обладающих рефлекторным и гуморальным характером.

Падение света на орган зрения вызывает импульсы, распространяющиеся по зрительному нерву до оптической области больших полушарий головного мозга. Зависимо от интенсивности происходит возбуждение или угнетение центральной нервной системы, при этом перестраивается физиологическая и психическая реакции, меняется общий тонус организма и поддерживается деятельное состояние.

Что делать, если солнца нет?

Все сказанное относится и к съемке в помещении, и к съемке в темное время суток, просто учитывайте, что света становится еще меньше.

Когда солнца нет, приходится быть изобретательным. У вас вряд ли будет возможность включить вспышку или передвинуть источник света, поэтому найдите подходящее место для объекта съемки. Если в баре всего одна лампа, встаньте между ней и тем, кого снимаете, а если поблизости есть телевизор или другой светящийся объект — задействуйте их тоже.

Если с объектом съемки и источниками света ничего нельзя сделать, включайте вспышку. Ну или ждите более подходящего случая.

Компенсация экспозиции:
Выдержка:
1/80
Диафрагма:
2.8
ISO:
1250
Фокусное расстояние:
32.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon EOS 5D / EF24-70mm f/2.8L USM

Посмотреть на Фликре

Музыкант Каки Кинг в Вебстер-Холле. Приличные площадки тратят огромные деньги на хороший свет, зачем пытаться осветить сцену своей копеечной встроенной вспышкой? Учитесь работать в имеющихся условиях, а заодно не нервируйте тех, кто пришел послушать музыку

Первые фотографии обычно получаются плохими — в основном из-за вашей неопытности. Вот поэтому в оставшееся время я буду рассказывать о том, как фотографировать с тем светом, который есть. Частая причина неудачного снимка — изначально неподходящий свет. Вместо того, чтобы ругать себя или тратить деньги на новый фотоаппарат, подготовьтесь к следующему разу получше и постарайтесь поймать момент, когда солнце светит как надо.

Компенсация экспозиции:
-2/3
Выдержка:
1/400
Диафрагма:
14.0
ISO:
250
Фокусное расстояние:
70.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon EOS 5D Mark II / EF70-200mm f/2.8L IS II USM

Посмотреть на Фликре

Тени помогают скрыть неважные детали кадра. На этой фотографии, снятой для Proof NY, я сумел поймать момент, когда свет падал прямо на ноги модели

Компенсация экспозиции:
Выдержка:
1/100
Диафрагма:
2.8
ISO:
1600
Фокусное расстояние:
24.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon EOS 5D Mark II / EF24-70mm f/2.8L USM

Посмотреть на Фликре

Слабый свет уличных фонарей не справлялся со съемкой в метельный вечер. К счастью, подъехала еще одна машина и посветила мне фарами

Компенсация экспозиции:
-0.7
Выдержка:
1/25
Диафрагма:
1.8
ISO:
1600
Фокусное расстояние:
24.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
NEX-7 / E 24mm F1.8 ZA

Посмотреть на Фликре

2 часа ночи, выходной день. Самое, наверное, подходящее время, чтобы поработать на стройке на Бруклинском мосту. Свет налобных фонариков помог мне сфотографировать рабочих на фоне ночного города

Почему CRI не подходит для светодиодов

Однако в процессе проверок и измерений исследователи выяснили, что у белых светодиодов, есть большие проблемы с точной передачей цвета по девятому шаблону (красному).

С чем это связано? Объясняется это тем, что в его спектре интенсивность в красной области несколько ниже, чем в остальных.

В итоге, данные индекса CRI для большинства светодиодов, получаются не совсем корректными.

Например разные светодиодные светильники, имея вроде бы одинаковый коэффициент цветопередачи, по факту будут освещать предметы совершенно по-разному.

И чем меньше будет этот коэффициент, тем нагляднее вы будете это замечать невооруженным взглядом. Для источников с так называемым непрерывным спектром (солнце, галогенки, вольфрамовые лампы), это не является проблемой.

А вот для белых светодиодов, да.

А ведь именно светодиодные лампочки прочно вымещают в наших квартирах все остальные.

И дело здесь не только в экономии, но и

в снижении нагрузки на электропроводку

большей долговечности

меньшей температуре нагрева

К примеру 1квт галогенок, могут запросто поднять температуру в доме на 2-3 градуса.

большим выбором светильников

В особенности для натяжных потолков. У светодиодных нет такого большого ограничения по мощности и температуре.

Поэтому в 2007 году специальная международная комиссия постановила, что все светильники с белыми светодиодами не стоит оценивать при помощи коэффициента CRI.

Внезапно данный индекс оказался уже не «торт». Появилась необходимость придумать новый расчет и новый параметр.

Кстати «погрешность» CRI, в равной степени может сказаться и на других лампах, не только белых светодиодах.

Хотя на самом деле, при свечении первой вы будете видеть белый свет, а у второй — фиолетовый.

Схемы выставления света

Чтобы создать оптимальные условия по освещенности в студии, профессионалы рекомендуют применять несколько источников света. Рассмотрим самые популярные комбинации:

  • Рисующий свет — акцент на смысловой части, акцентирование на важных композиционных деталях. Изображение обретает рельеф. Этот эффект может создать комбинация верхнего и бокового света.
  • Моделирующий. Применяется фотографами для смягчения контрастности теней, подсветки объекта. Для создания эффекта можно использовать любой отражатель и лампу. При этом отражатель располагается напротив осветительного прибора. Моделирующий свет может выполнять несколько функций: быть направленными и рассеянным.

  • Заполняющий. Общее наполнение картинки светом. Следует следить за интенсивностью — она должна быть слабее, чем при рисующем. Если свет будет ярким, рисунок будет плохо прорисован, изменится цветность, размываются контуры, расплывается объем. Чтобы достичь ожидаемого результата, фотографы располагают сверху у себя за спиной.
  • Контурный. Этот прием четко прорисовывает рельеф объекта, придает красивую объемность. Если требуется выделить рельефность, можно высветлить определенную часть композиции. Расположить источник света следует близко за объектом.
  • Фоновый. Этот прием выполняет две функции: освещает фон и придает ему красивую пространственную глубину. Контролируем интенсивность — она должна быть меньше, чем у базового и рисующего света. В зависимости от фото-задач, может быть как равномерным, так и фрагментарным.

Научившись пользоваться приемами работы со светом, у вас будут получаться интересные художественные снимки, выразительные портреты, детально проработанные композиции. Следуйте советам профессионалов и сможете осуществить любую фото-задачу.

Индекс цветопередачи CRI определен.

CRI является аббревиатурой от индекса цветопередачи и является наиболее широко принятым в мире показателем, описывающим способность источника света точно воспроизводить цвет.

Общая концепция предполагает использование набора из 15 предопределенных цветов, называемых образцами тестовых цветов (TCS), и определение того, насколько точным источником света будет выглядеть каждый из этих цветов.

Ниже приведены 15 образцов цветовых тестов:

«Точный» определяется как сходство с естественным дневным светом или лампой накаливания, в зависимости от его цветовой температуры. (Это немного упрощение – подробнее см. Здесь ). Каждая из этих оценок TCS называется R i , где R обозначает оценку рендеринга, а i является индексом TCS. Например, оценка для TCS4 («Умеренный желтовато-зеленый») будет рассчитана и помечена как R4. Как только каждое из значений R вычислено, могут быть вычислены два типа CRI, называемые общим CRI и расширенным CRI.

Альтернативы светодиодному освещению

Из уже выпускаемых перспективных альтернативных источников света можно назвать индукционные лампы. Они имеют долгий срок службы (до 150000 часов), высокую светоотдачу (до 160 лм/Вт). Индукционные источники света нечувствительны к скачкам напряжения, частым включениям-выключениям. Правда, подходят они только для освещения больших пространств: промышленного, уличного. Использование индукционных ламп в быту ограничивается большими габаритами и вредными излучениями (ультрафиолетовым и электромагнитным).

По всему миру ведутся разработки новых технологий освещения. В США предложили альтернативный источник света, работающий на основе поливинилкарбазола с ирридием с углеродными многослойными нанотрубками. В России ученые опробуют технологию катодолюминесцентных ламп.

Но пока это только разработки, которым далеко до внедрения в производство. Светодиодное освещение остается на лидирующих позициях.

Как насчет цветовой температуры без дневного света?

Для простоты мы взяли цветовую температуру 5000 К для наших примеров выше и сравнили ее со спектром естественного дневного света 5000 К для расчетов CRI. Но что, если у нас есть светодиодная лампа 3000K и мы хотим измерить ее CRI? Стандарт CRI гласит, что для цветовых температур 5000К и выше используется спектр дневного света , а для цветовых температур менее 5000К используется спектр излучения Планка. Планковское излучение — это практически любой источник света, который создает свет, генерируя тепло. Это включает в себя лампы накаливания и галогенные источники света. Поэтому, когда мы измеряем CRI светодиодной лампы 3000K, ее сравнивают с «естественным» источником света, который имеет тот же спектр, что и галогенный прожектор 3000K. (Это верно — несмотря на ужасную энергоэффективность галогенных и ламп накаливания, они дают полный, естественный и превосходный спектр света).

Почему красный такой важный цвет?

Красный – важный цвет для многих применений, включая фотографию, текстиль и воспроизведение оттенков кожи человека. Многие объекты, которые не отображаются красным цветом, на самом деле представляют собой комбинацию цветов, включая красный. Например, на оттенки кожи очень сильно влияет покраснение крови, которая течет прямо под нашей кожей.

Следовательно, при отсутствии красного цвета человек выглядит бледным или даже зеленым. Это может быть проблематично для медицинских применений, где появление цвета имеет решающее значение для точной диагностики. В других приложениях, таких как фотография, эстетический внешний вид имеет решающее значение, и во многих случаях его невозможно исправить даже в пост-продакшн и цифровом редактировании. При поиске светодиода высокого качества, не забудьте узнать о CRI.

Какое время лучше всего подходит для дневной съемки?

время — это пара часов после восхода солнца и примерно столько же до его захода. Можете сделать вот так: сожмите руку в кулак и протяните ее по направлению к солнцу, но только так, чтобы кулак находился под ним. Сколько кулаков уместилось между солнцем и линией горизонта, столько часов для съемки в вашем распоряжении.

Компенсация экспозиции:
-4/3
Выдержка:
1/500
Диафрагма:
10.0
ISO:
100
Фокусное расстояние:
16.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon EOS 5D Mark II / EF16-35mm f/2.8L II USM

Посмотреть на Фликре

Знаменитый небоскреб «Утюг» на Манхэттэне. Свет бьет прямо в лицо, тени прохожих падают в мою сторону

Обратите внимание, что солнце стоит очень низко, поэтому правая сторона здания находится в тени

Чтобы понять Индекс цветопередачи CRI и люмены, посмотрите на спектр.

Как и во многих других областях науки о цвете, нам нужно вернуться к спектральному распределению мощности источника света. Индекс цветопередачи CRI рассчитывается глядя на спектр источника света, а затем моделируя и сравнивая спектр, который будет отражаться от набора тестовых образцов цвета. В своих расчетах CRI использует SPD дневного света или черного тела , поэтому более высокий CRI также указывает на то, что спектр света аналогичен естественному дневному свету (более высокие значения CCT) или галогенам / лампам накаливания (более низкие значения CCT).

Спектр естественного дневного света (вверху)

Выходная мощность, измеренная в люменах, описывает яркость источника света. Яркость , однако, является чисто человеческой конструкцией! Это определяется тем, к каким длинам волн наши глаза наиболее чувствительны и сколько энергии света присутствует на этих длинах волн. Мы называем ультрафиолет и инфракрасное излучение «невидимыми» (то есть без яркости), потому что наши глаза просто не «воспринимают» эти длины волн как воспринимаемую яркость, независимо от того, сколько энергии присутствует на этих длинах волн.Чтобы лучше понять, как работает феномен яркости, ученые в начале 20-го века разработали модели систем человеческого зрения, и фундаментальным принципом, лежащим в основе этого, является функция яркости, которая описывает взаимосвязь между длиной волны и восприятием яркости.

Желтая кривая показывает стандартную фотопическую функцию (см. Выше)

Кривая яркости достигает пика между 545-555 нм, диапазоном длин волн светло-зеленого цвета, и довольно быстро спадает при увеличении и уменьшении длины волны

Очень важно, что значения яркости очень низкие – 650 нм, которые представляют собой длины волн красного цвета. Это говорит нам о том, что длины волн красного цвета, а также длины волн темно-синего и фиолетового цветов очень неэффективны при ярком освещении

Или, наоборот, зеленые и желтые волны наиболее эффективны для яркого освещения. Интуитивно понятно, что это может объяснить, почему защитные жилеты и подсвечники высокого обзора чаще всего используют желтый / зеленый цвета для достижения их относительной яркости.

Наконец, когда мы сравним функцию яркости со спектром для естественного дневного света, должно стать ясно, почему высокий CRI, и особенно R9 для красных , расходится с яркостью. Для достижения высокого коэффициента цветопередачи почти всегда полезен более полный и широкий спектр, но для достижения более высокой светоотдачи наиболее эффективным будет более узкий спектр, сфокусированный в зелено-желтом диапазоне длин волн.

Именно по этой причине в стремлении к повышению энергоэффективности качество цвета и CRI почти всегда отводятся в приоритет. Справедливости ради следует отметить, что в некоторых приложениях, таких как наружное освещение, может быть более высокая потребность в эффективности, чем в цвете. Тем не менее, понимание и оценка задействованной физики могут быть очень полезны при принятии обоснованного решения в осветительных установках.

Как рассчитать

Цветовая температура светодиодных ламп

Индекс используют для определения качества источника света при его создании. Чтобы рассчитать индекс проверяемой лампочки, светят на специальную проверочную таблицу. На ней нанесены восемь стандартизированных цветов. Они достаточно блеклые, ненасыщенные. Затем при помощи специальных устройств измеряется параметр цвета. Благодаря этим замерам, можно узнать, как отображается колорит под конкретным светильником. Для сравнения упомянутую таблицу или шкалу освещают эталонным светом и замеряют значение тем же прибором. Далее, используя методику CIE, полученную информацию сравнивают между собой и получают значение отклонения колорита от эталона.


Яблоко в разном свете

Характеристики цветовой температуры

Индекс цветопередачи

Это еще одна характеристика лампочек, которая напрямую влияет на комфортность пребывания в помещении

Вы когда-нибудь обращали внимание, что вещи по-разному воспринимаются в магазине, дома или под светом фонарей? Вопрос не только в уровне освещенности, но и индексе цветопередачи. Этот параметр отвечает за то, насколько естественными будут выглядеть цвета

Индекс цветопередачи измеряется в Ra (или CRl). Чем блице цветовая температура к 5000 К, тем более сбалансированный состав света и тем ближе он к идеальному «белому» цвету солнца. Когда цветовая температура понижается, увеличивается доля красного цвета и уменьшается — синего. Именно поэтому лампы накаливания с ЦТ 2000-3000 К придают всему окружающему красноватый оттенок. Наоборот, светодиодные лампы с цветовой температурой выше 5000 К могут давать вещам зеленоватый или синеватый оттенок.

Для домашнего использования рекомендуют покупать лампочки с цветовой температурой 80 CRl и выше. Для подсобных подойдут лампочки с 60-80 CRl.

Шкала цветовой температуры

Все оттенки цветовой температуры принято отмечать на шкале.

  • Черное тело имеет нулевую цветовую температуру. Первые видимые излучения появляются при цветовой температуре 800 К.
  • Ярко-красный цвет, наблюдаемый при нагревании некоторых металлов, соответствует ЦТ 1300 К.
  • Свеча или раскаленные угли дают цветовую температуру 2000 К.
  • При восходе солнца наблюдается цветовая температура 2500 К.
  • Обычные лампы накаливания имеют цветовую температуру 2700-3200 К.
  • Белый цвет имеет ЦТ около 5500 К. Именно такой цвет у солнца в полдень.
  • Безоблачное голубое небо имеет цветовую температуру 7500 К.

Маркировка цветовой температуры

Цветовая температура измеряется в Кельвинах (К), однако производители лампочек не всегда используют цифровые обозначения. Достаточно часто можно встретить надписи, описывающие цветовую температуру:

  1. WW (warm write) – теплые оттенки, их цветовой спектр — 2700-3200 К.
  2. NW (neutral white) – нейтральные цвета с ЦТ 3200-4500К;
  3. CW (cool white) – холодный белый цвет с излучением от 4500 К.

Виды и классификации источников света

Все варианты можно разделить на два основных типа – естественные и искусственные источники. Исходить из этого при рассмотрении вопроса проще всего, так как информацию легко систематизировать.

Естественные источники света

  1. Солнце. Хорошо знакомый всем объект, который не только излучает свет благодаря раскаленной структуре, но и является источником жизни на Земле.
  2. Звезды, Луна и другие объекты из космоса. Огромное количество светящихся точек появляется на небе каждый день после захода солнца. И при этом природа свечения бывает разной. Если у Луны это отраженный свет, то другие объекты могут светиться самостоятельно. Также свечение может исходить от межгалактического газа, его также видно на некоторых участках неба.
  3. Полярное сияние – еще один естественный источник.
  4. Атмосферные электрические разряды также относятся сюда, хоть и вспыхивают на короткий промежуток времени.
  5. Минералы и органические продукты могут светиться при окислении, то есть при горении.
  6. Биолюминесценция живых организмов, яркий пример – известные всем светлячки.


Миллионы небесных тел светятся в темноте.

Все эти варианты встречаются в естественной среде и никак не зависят от человека. Он не может регулировать их яркость и влиять на нее.

Какой свет купить

На самом деле… я скажу – оба. Каждый из них – отдельный инструмент для своих задач и как вы видите из иллюстраций, я работаю сейчас над использованием постоянного. Иногда даже можно использовать оба типа одновременно: например, задавая световой рисунок с помощью постоянного света вместе с замораживанием действующих лиц импульсным источником по второй шторке. Другим примером может быть съемка портретов с модными постоянными основными источниками света, обеспечивающими комфорт для глаз портретируемых, при подсветке задника импульсным источником.

В любом случае это зависит от ваших конкретных потребностей. Вам нужны прежде всего мощность и портативность? Выбирайте импульсный свет. Вы снимаете в студии и редко закрываете диафрагму больше чем до f/3.5? Тогда посоветую постоянный. Ваша конкретная ситуация может быть более неоднозначной, так что я не смогу дать один универсальный совет. Однако надеюсь, что данная статья даст вам некоторое общее представление о теме и поможет в принятии правильного решения.

Замеры по стандарту ТМ-30

Но изыскатели на этом коэффициенте не остановились и разработали еще один стандарт TM-30-15 (не обязательный на сегодняшний день).

Он уже учитывает:

точность — Rf (fidelity)

насыщенность — Rg (gammut)

Здесь помимо старых искусственных разноцветных пластинок, для сравнения используются и «живые» объекты, встречающиеся в природе.

А всего шаблонов для сравнения, ни много ни мало — 99шт.

Хотя это и не обязательный стандарт, но он наиболее современный и лучше всего говорит о качестве источника света. Ведущие мировые производители и компании, которые отличаются качественной продукцией, без проблем предоставляют данные по всем светильникам на основе всех трех коэффициентов.

Это вам как потребителю значительно облегчит сделать обдуманный и правильный выбор.

Расчет качества

Индекс цветопередачи для светодиодных ламп необходим, чтобы определять качество источника света в процессе его создания. Для расчета значения индекса используют специальную проверочную таблицу. Она имеет восемь стандартизированных цветов, все блеклые и ненасыщенные.

Измеряют значение параметра для каждого цвета. Эти замеры позволяют узнать, как будут передаваться цвета под конкретным светильником. Для замеров используется эталонный свет. Затем полученную информацию сравнивают, используя методику Международной комиссии освещения, и получают сведения о степени отклонения от эталона.

Качественное освещение: улучшение самочувствия

Уже известно и доказано, что освещение в теплом спектре цветности излучения действует расслабляюще на организм человека, активизирует его гормоны отдыха. Освещение в нейтральном цвете обеспечивает комфортное выполнение текущих задач. Холодный спектр цветовых температур вызывает бодрость организма, тем самым увеличивая бдительность, координацию и время реакции.

Обладая такой информацией, можно и нужно создавать и внедрять биологически и эмоционально эффективное качественное освещение в офисной среде. В настоящее время, специалистами компании «Световые Технологии» установлены 2 подхода к управлению биоритмами человека в офисном пространстве.

Зависимость мелатонина и кортизона от цветовой температуры в течение дня

Первый подход заключается в эффективном использовании возможностей управления цветностью освещения и ее благоприятного воздействия в те интервалы времени, когда это необходимо. К примеру, в момент стандартной рабочей деятельности в нейтральном режиме для человеческого организма следует обеспечить цветовую температуру осветительных приборов на уровне 4000К. В момент динамичных переговоров и «мозговых штурмов» продуктивность работы увеличится за счет обеспечения холодной цветовой температуры (5000-6000К). Человеческому организму во время работы необходимы и временные интервалы на расслабление, своего рода перезагрузку организма. Для этого в помещениях устанавливается цветовая температура в преимущественно теплых тонах (2700-3500К). Конечно же, может показаться логичным, если человек хочет увеличить свою продуктивность в течение всего рабочего дня, почему бы ему не установить холодную световую температуру на все время его пребывания на работе? Дело в том, что, как мы уже и говорили, у человека есть определенный запас энергии в сутки.

Качественное освещение: управление самочувствием за счет изменения цветовой температуры

Если пытаться искусственным образом произвести ее больше нормы, то наступит износ организма, который может повлечь за собой неприятные последствия. Но, если научиться грамотно и эффективно распределять эту энергию, к примеру, увеличивать продуктивность за счет будущего ее подавления, или же давать минуты отдыха и расслабления после каждых вспышек активности, можно увеличивать продуктивность человека не изнашивая организм и не нанося ему вреда.

Второй подход заключается в повторении солнечного суточного цикла, используя искусственное качественное освещение. Этот подход основан также на реакциях человеческого организма при различных цветовых температурах и зависимости от солнечного цикла. Человек ориентируется во времени суток по дневному освещению, но если доступ к дневному свету в закрытых пространствах ограничен, то возникает световая дезориентация, которая пагубно влияет на организм человека и приводящая к смене биоритмов. Решить проблему можно организацией световой установки внутри офисного пространства цветностью и ее зависимостью от времени, идентичной дневному освещению. Таким образом, человеческий организм всегда будет в доступе к «дневному свету».

Организуя в своем офисе эти два подхода к управлению освещением с одной стороны и биоритмами человека с другой, можно добиться высоких показателей эффективности деятельности и самочувствия человека.

Как измеряется Индекс цветопередачи CRI?

Метод расчета CRI очень похож на пример визуальной оценки, приведенный выше, но выполняется с помощью алгоритмических вычислений после измерения спектра рассматриваемого источника света. Сначала необходимо определить цветовую температуру для рассматриваемого источника света. Это можно рассчитать по спектральным измерениям.
Цветовая температура источника света должна быть определена таким образом, чтобы мы могли выбрать подходящий спектр дневного света для использования для сравнения.
Затем рассматриваемый источник света будет фактически освещен серией виртуальных  образцов цвета, называемых пробными образцами цветов (TCS), с измеренным отраженным цветом.

Всего имеется 15 образцов цвета:

Мы также подготовим серию виртуальных измерений отраженного цвета для естественного дневного света той же цветовой температуры. Наконец, мы сравниваем отраженные цвета и формально определяем оценку «R» для каждого образца цвета.

Значение R для определенного цвета указывает на способность источника света точно воспроизводить этот конкретный цвет. Поэтому, чтобы охарактеризовать общую способность цветопередачи источника света к различным цветам, формула CRI принимает среднее значение R. Какие и сколько значений R усредняются, будет зависеть от того, какое определение CRI вы используете – общий CRI (Ra) или расширенный CRI.

Основные выводы

Знать точные определения понятий, используемых при расчетах систем освещения, рядовому потребителю не обязательно. Если необходимо просто заменить выгоревшую лампочку, достаточно помнить, что ватт – это совсем не люмен. Первый определяет мощность, второй – освещенность. При переходе на другой вид источников света вполне можно обойтись без расчетов, если найти таблицу в интернете.

Сейчас при покупке ламп необходимо ориентироваться не на ватты, а на люмены, и помнить, что этот показатель во многом зависит от конструкции источника. Например, люминесцентная лампа вполне способна обеспечивать 2500-2500 лм, причем показатель зависит от особенностей колбы. Чаще всего проблемы создают светодиодные источники, если покупаются некачественные изделия.

При выборе необходимо учитывать так же снижение яркости свечения в процессе эксплуатации. Показатели у разных источников отличаются. Лампа накаливания может терять до 15% потока, люминесцентная – до 30%, светодиодная – до 5-10%. При покупке обязательно учитывается необходимый запас.

Если проводится самостоятельный ремонт с изменением системы освещения, лучше заказать светорасчет. Любая ошибка может обернуться дополнительными затратами. Самостоятельно учесть все нюансы без специального программного обеспечения невозможно. При верном выборе специалиста он поможет выбрать вид ламп, позволяющий сэкономить на электроэнергии. После установки не будет неприятного сюрприза в виде недостаточного уровня освещенности.

ПредыдущаяОсвещение в квартиреКак правильно рассчитать освещение по площади помещенияСледующаяОсвещение в квартиреКак правильно измерить уровень освещенности в помещении и каким он должен быть

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Архитектура и дизайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: